По своей сущности образовательная деятельность училища олимпийского резерва не имеет принципиальных отличий от других учреждений общего среднего и специального образования. Структура учебного процесса, содержание общеобразовательной подготовки учащихся, цели и задачи, способы и средства обучения идентичны тем, которые используются в массовой школе. Вместе с тем организационная и психологическая специфика спортивной деятельности, которая реально является ведущей и приоритетной для училища и учащихся, создает определенные сложности по ряду аспектов обучения, воспитания и развития. Эти сложности связаны со следующими факторами: общая нагрузка учащихся (5 уроков плюс 3 часа учебно-тренировочных занятий); пропуски учебных занятий в периоды учебно-тренировочных сборов, спортивных соревнований и; как следствие, образование пробелов в знаниях и учебных умениях; ограниченные временные возможности для самостоятельной работы учащихся и качественного выполнения домашних заданий; практическое отсутствие у педагога возможностей для системной индивидуальной работы с «проблемными» учащимися; преобладание у учащихся приоритетов спортивной деятельности и недооценка учебной.

Осознание большинством учащихся значимости тех или иных предметных знаний, учебных умений, необходимости личного развития в той или иной степени начинает проявляться к завершению обучения на уровне общеобразовательной школы, т.е. в канун профессионального выбора и самоопределения.

Приведенные выше особенности обучения учащихся в условиях училища олимпийского резерва не способствуют успешности их учебной деятельности, но реалии таковы, что лучших вариантов организации этой деятельности не существует. На данном этапе развития училища есть основания для постановки и решения задачи повышения профессионального мастерства учителя, эффективности его учебных действий в условиях, отличающихся от массовой школы. Любой учитель желает быть успешным в своей профессиональной деятельности, но для этого он должен обладать конкретными личностными психолого-педагогическими качествами и соответствовать определенному составу критериев успешности этой деятельности.

Профессиональная деятельность учителя столь многогранна и специфична, что возникает необходимость систематизации тех качеств его личности и тех требований к учителю, которые в совокупности определяют основу педагогической деятельности и ее успешности. Задача усложняется тем, что значимых исследований в этом направлении не наблюдается. Скорее всего, это объясняется сложностями представления об учителе как носителе знаний и обладателе умениями не только в предметной области, но и в воспитании, психологии, управлении. Отсутствие любой из названных составляющих ставит под сомнение мастерство и успешность практической деятельности учителя. Но даже если таких проблем у учителя нет, то существует еще один фактор, имеющий принципиальное значение и определяющий степень успешности его основной деятельности. Речь идет о степени развития следующих личностных качеств учителя:

  1. эмоциональность (степень интенсивности эмоций, их устойчивости; глубина чувств; адекватность влияния эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение воспитанников, уверенность в своих педагогических действиях, удовлетворенность от результатов труда).
  2. выразительность речи (содержательность, яркость, образность и убедительность, стройность, логичность, отсутствие монотонности).
  3. творческое начало личности (творческий подход к организации процесса обучения; оригинальные суждения, интересные примеры, связь с практикой применения знаний, умений; вариативность обучения).
  4. организаторские способности (умение использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, ориентировать учащихся на достижение общих и личных образовательных целей, обеспечивать полезную занятость учащихся, создавать атмосферу успешности познавательной деятельности).
  5. настойчивость (способность к достижению поставленной цели и доведению принятых решений до логического завершения).

Критерии успешности учителя имеют прямую связь со следующими критериями успешности достижений учащихся: -уровень усвоения учащимися предметных ЗУНов;

  • уровень усвоения учащимися общеучебных умений;
  • уровень готовности учащихся к самообразовательной деятельности;
  • уровень развития у учащихся потребности в познавательной деятельности;
  • уровень отношения учащихся к учебному труду и ответственности за его результаты.

Состав критериев успешности учителя:

1.Критерии психолого-педагогической подготовленности учителя:
1.1.Уровень представления о сущности, свойствах и состояниях личности : потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства и эмоции, склонности и способности, сознание.
1.2.Уровень представления о сущности и приемах развития психических процессов: образы, явления, ощущения и восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
2.Критерии уровня научно-методической подготовленности учителя к осуществлению учебной деятельности учащихся:
2.1.Владение научно-методологическими подходами к обучению.
2.2.Знание дидактических основ обучения.
2.3.Владение способами и средствами обучения.
2.4.Знание типологии, организационных структур современного урока и методических требований, предъявляемых к нему.
2.5.Знание видов и процедур контроля учебных достижений учащихся.
2.6.Владение предметными методиками обучения.
2.7.Использование современных обучающих технологий.
2.8.Наличие и использование собственной модели организации самостоятельной учебной работы учащихся.
2.9.Наличие состава ключевых компетенций общеучебной, предметной подготовки и стратегии их последовательного формирования у учащихся.
3.Критерии уровня подготовленности учителя к воспитательной деятельности .
3.1.Знание теоретико-методологических основ воспитания.
3.2.Использование научно-методологических подходов к организации воспитательной работы (индивидуальный, личностный, деятельностный).
3.3.Знание структуры личности и особенностей возрастной периодизации психического развития ребенка.
3.4.Знание структуры педагогического проектирования воспитательной деятельности.
3.5.Использование современных принципов воспитания.
3.6.Владение методами и средствами воспитания.
3.7.Владение методиками диагностики уровня развития и воспитанности учащихся.
3.8.Знание целей и сущности основных направлений воспитательной работы.

Представленный перечень условий, критериев успешности профессиональной деятельности учителя следует рассматривать как вариант, предполагающий тот минимум, без которого деятельность современного учителя не представляется возможной.